В конце прошлого месяца утратило силу распоряжение МВД № 466
от 21 мая 2009 года. Теперь гаишники вновь могут вести «скрытое»
патрулирование и останавливать любого. Какие же нормы гаишники уже не
будут выполнять?
Распоряжение МВД № 466 утратило силу в связи с приведением
нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность подразделений
Госавтоинспекции, в соответствие с требованиями законодательства. Итак, какие же нормы гаишники уже не будут выполнять?
Уже не актуально
Во-первых,
отменены требования, ставшие на сегодня неактуальными, или уже
выполненные. Например, о необходимости установки соответствующих
дорожных знаков в местах, где проводится контроль скорости движения
радарами. Действительно, на дорогах появилось много знаков,
информирующих о милицейских засадах. Хотя, следует признать, есть они не
на всех точках, где гаишники контролируют скорость.
Также была
проведена ревизия знаков, ограничивающих максимальную скорость движения,
и демонтированы указатели, необоснованно ограничивавшие скорость.
Например, убрали знаки, требовавшие ехать по столичным мостам со
скоростью не более 40 км/ч.
На дорогах государственного значения —
там, где позволяют требования безопасности, — заменены знаки
«Начало/конец населенного пункта» с белым фоном (на большинстве участков
разрешено ехать со скоростью не более 60 км/ч) на знаки с синим фоном
(можно ехать быстрее 60 км/ч, но не более 110 км/ч).
Опять будут прятаться
Вместе
с тем необходимо отметить, что с ликвидацией распоряжения № 466 было
упразднено достаточно много позитивных норм и положений. Вот самые
главные из них:
- запрет на ведение контроля за дорожным движением
из мест, закрытых для участников движения (объектов дорожного сервиса,
зеленых насаждений и пр.). То есть отныне гаишники опять могут прятаться
от водителей в кустах, за будками остановок общественного транспорта и
пр.;
- запрет на документирование нарушений ПДД, если они
совершены из-за ненадлежащего содержания дорожного покрытия (выезд на
встречную полосу для объезда препятствий, ям и пр.). То есть, если
водитель, объезжая яму, пересек сплошную линию разметки или повернул не с
крайнего правого ряда, его оштрафуют и объяснения типа «нарушение было
совершено по вине разбитой дороги» не будут приниматься в расчет;
-
запрет на безосновательные остановки транспортного средства. Если
раньше водители могли пожаловаться вышестоящему руководству ГАИ на
чересчур придирчивого инспектора, тормознувшего их просто так, и
последнего могли даже пожурить за это, отныне гаишникам дан карт-бланш —
останавливай и проверяй любого автомобилиста;
- требование
неукоснительно выполнять статьи 33 и 34 Кодекса Украины об
административных нарушениях (обстоятельства, смягчающие и отягощающие
ответственность за нарушение) при вынесении постановлений о наложении
штрафа. Для водителей были актуальны смягчающие обстоятельства,
позволяющие заплатить минимальный штраф, предусмотренный за то или иное
нарушение ПДД. Например, если водитель торопился в больницу и при этом
превысил скорость движения.
Они таки действуют!
Впрочем,
несмотря на отмену «либеральных» положений, на самом деле некоторые из
положений все-таки действуют. В частности, сами статьи 33 и 34 КоАП
Украины никто не упразднял, и данный нормативный документ стражи порядка
обязаны выполнять. Водители имеют полное право напомнить гаишнику об
этих статьях кодекса и попросить выполнить их.
Согласно требованию
Закона «О дорожном движении» и ПДД водитель вправе отступать от их
выполнения при возникновении обстоятельств непреодолимой силы или если
иными действиями нельзя предотвратить увечья граждан и угрозу
собственной безопасности. Таким образом, например, водитель может
аргументировать гаишнику поворот направо со средней полосы, если в
крайнем правом находится яма.
Влетев в нее, он может повредить
свой автомобиль, результатом чего станет дорожное происшествие. Если
такое объяснение не повлияет на автоинспектора, водитель вправе отстоять
свою позицию в суде. В данном случае желательно зафиксировать на фото
или видео причину, повлекшую нарушение, — например, ту же яму на дороге.
За что могут остановить
В
Законе «О милиции» задекларированы всего три причины, по которым
работникам милиции (в том числе гаишникам) разрешено останавливать
транспортные средства: в случае нарушения водителем ПДД; при наличии
оснований, свидетельствующих о технической неисправности транспортного
средства или загрязнении им окружающей среды; при наличии данных о том,
что транспортное средство используется с противоправной целью.
Вместе
с тем приказом МВД № 111 от 27.03.2009 г. список оснований, позволяющих
инспекторам ГАИ останавливать транспортные средства, значительно
расширен — там их свыше десятка. Хотя на самом деле большинство
гаишников исходят из требований, перечисленных в Законе «О милиции».
Например,
отсутствие на автомобиле номерных знаков или талона о прохождении ТО;
если характер движения транспортного средства вызывает подозрение в
способности водителя управлять им — все это является нарушением правил
дорожного движения.
Хотя в приказе МВД есть и явная отсебятина —
гаишники могут останавливать машину при проведении спецопераций,
отработок, для проверки документов водителя, на автомобиль и грузы.
Впрочем, можно взглянуть на это требование и с другой стороны — как
стражи порядка, например, выявят угнанный автомобиль, не проверив
документы у управляющего им человека?
По поводу «засад» в кустах
тоже ситуация двоякая. С одной стороны, неправильно и даже как-то
некрасиво со стороны гаишников прятаться в разных удобных, по их мнению,
укрытиях. Но если они будут стоять на открытых местах, там водители
будут вести себя максимально дисциплинированно, а миновав стражей
порядка — могут ехать, как заблагорассудится.
То есть, по большому
счету, у нас в стране ПДД действуют только там, где есть гаишники! И
почему, например, наш человек, выехав за границу, строго придерживается
тамошних правил, не жалуется на то, что по городу можно ездить не
быстрее 50 км/ч, поворачивать только с крайнего ряда, и удивляется тому,
что только нарушил — а тут откуда ни возьмись полицейский...
Знайте свои права!
В
завершение хотим посоветовать водителям быть бдительными на дороге,
соблюдать правила, хорошо знать свои права и обязанности и не давать
недобросовестным гаишникам поводов обобрать себя. А если вы считаете,
что ситуация действительно спорная или, что еще хуже, инспектор
совершает неправомерные действия, вы всегда можете обратиться по
телефону доверия ГАИ. Этот ход достаточно часто срабатывает в спорах на
дорогах.