В июле зафиксировано снижение числа транзакций на 18,3% по
сравнению с июнем, что ожидалось экспертами, в связи с изменением
системы оформления сделок по отчуждению авто.
Особо показательно, что такое снижение произошло на фоне
роста рынка новых автомобилей на 15,3% в сравнении с аналогичным
периодом. Таким образом, в июле на рынке был рост спроса, но покупатели
не смогли (не договорились) совершить покупку, либо оформляли сделку
через доверенность и таким образом не попали в статистику.
Как бы там ни было, но в июле на рынке бу сформировался большой отложенный спрос из-за «непрозрачной» системы налогообложения.
Депутаты
так и не успели перед каникулами принять во втором чтении законопроект
№4385 о "trade-in" и рынок подержанных авто до конца лета остался сам на
сам с двоякой системой налогообложения. Только за июль по этой причине
недопродали 5-6 тыс. автомобилей.
Однако, даже в условиях
неоднозначного налогообложения рынок все же сохранился. В сегменте
коммерческих автомобилей в июле по сравнению с июнем также зафиксирован
спад на 17,6% - почти синхронный результат с рынком легковых
автомобилей.
Что же предпочитали украинцы в новых условиях?
По
данным AUTO-Consulting, самым популярным автомобилем в июле была
ВАЗ-2106, но ее сбыт понизился на 18% по сравнению с годом ранее. На
втором месте был Daewoo Lanos (-1%). Далее следуют череда ВАЗовских
моделей (21093, 2107, 2101, 21099), чья популярность существенно
(-19-23%) снизилась. А вот спрос на Volkswagen Passat наоборот
увеличился (+2%), популярнее стали Chevrolet Aveo, Skoda Octavia (+11,6%
и 0,4% соответственно). Для июля характерна тенденция, когда автомобили
производства стран СНГ теряли в объемах, а вот иномарки наоборот все
более предпочтительны.
Но настоящий бум отмечен в сегменте
внедорожников. Так, спрос на ВАЗ-21214 «Нива» вырос на 7%, а на Toyota
Land Cruiser Prado на 74%, Mitsubishi Outlander +45%, Toyota Rav4 +27%,
Hyundai Tucson +53%, Lexus RX +48, Suzuki Grand Vitara +34%. В
AUTO-Consulting отмечают, что такие результаты зафиксированы в очень
непростой месяц при общем снижении числа сделок.
Очень активно
приобретали и коммерческие иномарки. Так, сбыт VW Caddy вырос на 38%,
Renault Kangoo +17%, VW Transporter +11%, ГАЗ-3302 +16%, Mercedes-Benz
Sprinter +17%, Mercedes-Benz Vito +18%.
Пик спроса (более 40%
всех сделок) находится в диапазоне 3-7 летних автомобилей и по сравнению
с июлем 2009 года спускается к более старым автомобилям. А вот интерес к
старым автомобилям значительно снижается. Если год назад объем сделок в
пиковых диапазонах был соизмерим с рынком новых автомобилей, то в 2010
году новых рынок уже стал опережать по объемам подержанный сегмент.
Такое
явление связано с активизацией автокредитования, благодаря чему
покупатель с неполной суммой предпочел взять кредит, чем отправиться за
подержанной машиной.