Рекомендуемое рабочее давление в шинах указывается как производителями
автомобилей, так и изготовителями покрышек. Если на машине установлены
колеса предусмотренной размерности, при проверке давления владелец в
первую очередь должен выполнять рекомендации автопроизводителя.
Объясняется это очень просто. Автомобиль рождается в конструкторских
бюро и испытывается как одно целое вместе с покрышками, поэтому
комфортабельность подвески, проходимость на разных дорогах, расход
топлива, динамика и другие параметры обеспечиваются с учетом
определенного давления в них.
От этого показателя зависят, в свою очередь, характеристики шин —
сопротивление качению, тормозной путь, боковой увод и т. д.
Соответственно и технические характеристики автомобиля станут отличаться
от заявленных в руководстве по эксплуатации. Изготовители автошин —
лишь поставщики комплектующих, поэтому и характеристики своей продукции
они подгоняют под параметры машин разных классов. Что касается давления,
указываемого на некоторых покрышках, то эта информация подразумевает
величину, при которой они сохраняют работоспособность, не теряют своих
свойств и не разрушаются.
Иногда автомобиль «переобувают» в нестандартные покрышки — высоко- или
низкопрофильные. В этом случае давление в них необходимо поддерживать
согласно рекомендациям их изготовителя. Похожая ситуация может быть и
при установке зимних шин, так как конструктивно они значительно
отличаются от летних, а значит, рабочее давление в них другое. В связи с
этим покупать шины лучше в специализированных магазинах, где продавцы
способны дать квалифицированные рекомендации.
Существуют два основных фактора, которые наиболее часто и существенно
влияют на давление в шинах: температура и нагрузка. Многие об этом не
знают, поэтому при перемене погоды, сопровождающейся большими перепадами
температур, давление в шинах не контролируют. И напрасно. Если при
температуре +5°С довести давление в шинах (175/70R13) до нормы
(например 2,0 бара), то после потепления до +25°С оно может подскочить
до 2,8 бара. После загрузки автомобиля по максимуму эта же цифра
способна увеличиться и до 3,3 — 3,6 бара. Солнечным летним днем сюда еще
добавляется и температура раскаленного на солнце асфальта, а также
разогрев колеса в результате работы сил трения, вследствие чего давление
может выйти за пределы максимально допустимого значения.
Процедура замера давления в шинах не такая простая, как может показаться
на первый взгляд. Как вы, наверное, уже поняли, при частичной и полной
загрузке авто давление в покрышках разное. В руководствах по
эксплуатации автомобилей значения рабочего давления чаще указываются при
частичной загрузке (один — три человека) и реже — при полной (более
трех человек).
Практически все автовладельцы, как правило, знают
только одно значение — первое. О том, что после полной загрузки оно
возрастает, а тем более о том, каким оно должно быть, редко кто
задумывается. В этом и заключается опасность. Представьте себе, что вы
загрузили машину «под завязку» и где-то на трассе вам захотелось, для
верности, измерить давление. Вместо положенных двух атмосфер (бар,
кгс/кв. см) манометр покажет все три, что, естественно, будет выше
нормы. Реакция на это одна — довести давление до нормы, т. е.
приспустить шины. В результате загруженный автомобиль будет двигаться на
полуспущенных колесах, что влечет за собой уменьшение их ресурса и
увеличение расхода топлива.