Сначала все шло как по маслу — купленный редакцией Авторевю Chevrolet Lanos поучаствовал в сравнительном тесте (см. АР №2, 2006), побывал в «примерочной» (см. АР №5, 2006) и отправился на встречу с деформируемым барьером в лаборатории пассивной безопасности Дмитровского автополигона. Но...
Все закончилось хорошо. Правда, не сразу.
Слово
«рэн» в каратэ означает «двойной». Например, рэн-тски — двойной удар
руками, рэн-гери — двойной удар ногой. У нас же получился «рэн-Lanos» —
двойной удар Ланосом о деформируемый барьер с 40-процентным перекрытием!
Во всем виновато крепление троса разгонной катапульты. Вернее, того
«переходника», который крепится к стальному тросу и за который цепляется
разгоняемый автомобиль. Конструкция, конечно, архаичная. Но
функциональная — проблем с креплением машин к тросу на наших краш-тестах
не возникало. До этого дня.
Мы завороженно наблюдали за Ланосом, который, словно в замедленном
повторе, катился к барьеру — не летел на скорости 64 км/ч, как обычно, а
неторопливо ехал. Трос стал проскальзывать с самого старта, и оператор
катапульты, обнаружив отставание в графике разгона, начал тормозить
автомобиль. Но не успел. И новенький Chevrolet украинской сборки ткнулся
в барьер на обидной скорости в 12 км/ч!
Результат — разбиты левая фара и бампер, помяты крыло и капот. Дело
поправимое, но… Битый и восстановленный автомобиль не годится для
краш-теста! Поэтому в четвертый раз (после «повторных» тестов
автомобилей Peugeot 406, Daewoo Matiz и Ford Focus) нам пришлось
покупать вторую машину. Обидно, досадно… Накладно. Но ладно: чего не
сделаешь для того, чтобы все-таки узнать, насколько безопасен Lanos
запорожской сборки? Ведь эти машины очень популярны на Украине, да и в
России Lanos берут все охотнее — на складах дилеров нашелся только один
аналогичный седанчик серебристого цвета. Кстати, выбор не то чтобы
невелик — его вообще нет: в России Lanos продается в одной-единственной
комплектации за $8990. С одной подушкой безопасности и инерционными
ремнями. Кстати, в отличие от одноклассника Renault Logan, ремни здесь
нельзя отрегулировать по высоте.
Передняя панель практически не деформирована — за исключением «подрулевой» зоны
Пластик панели разбит правым коленом «водителя»
Пол под ногами «водителя» немного смят, педали заметно сместились в салон
Предстартовый мандраж был сильнее обычного. Пять, четыре, три, два,
один — автомобиль пошел! На этот раз хорошо пошел, набрав перед ударом
требуемую скорость в 64 км/ч.
«Пассажир» уперся коленями в крышку «бардачка» — к счастью, без последствий
Каковы результаты?
Наш прошлый опыт испытаний на пассивную безопасность продукции
Запорожского автомобильного завода весьма печален. В 1997 году
соскочивший с креплений капот, пробив лобовое стекло, вонзился в голову
манекена-водителя универсала ЗАЗ-1105 Дана (см. АР №3, 1997). В 2004 году серьезнейшие травмы получил «шофер» седана ЗАЗ-1103 Славута (см. АР №8, 2004). Однако Lanos — не Славута. Вспомните, какой отличный результат показал недавно седан Hyundai Accent таганрогской сборки (см. АР №22, 2005)
— 9,9 балла из 16 возможных при фронтальном ударе. И это без подушки! У
Ланоса подушка водителя есть. Главное, чтобы кузов, сваренный в
Запорожье, выдержал…
А он выдержал.
Внешне разбитый Lanos был похож на Accent после краш-теста. Схожая
деформация передка, небольшая складка на крыше, слегка выгнутая стойка
лобового стекла. Отличие — лишь в повреждениях левого порога: на Акценте
он остался нетронутым, а здесь появилась пара складок. Впрочем, на
«геометрии» дверного проема это почти не отразилось: передняя стойка
сместилась назад на 30 мм — всего на сантиметр дальше, чем у Акцента. А
водительская дверь, тоже отлично выдержавшая удар, открылась даже с
меньшим усилием! Меж тем как в седанах Renault (и Symbol, и Logan) дверь
после фронтального краш-теста заклинило в проеме намертво.
Внутри все неплохо. Мордашка манекена-водителя отпечаталась
практически по центру подушки безопасности, а руль сместился в салон
всего на 50 мм (это вдвое меньше «штрафного» перемещения). А что нам
скажут сами участники «аварии» — напичканные датчиками манекены Hybrid
III? Как и в случае с Акцентом, уровень замедления «головы» и усилий в
«шейных позвонках» невелик и лежит в «зеленой» зоне. А вот критерий
травмирования головы (HIC), несмотря на подушку безопасности, здесь выше
— 772 единицы против 595. Но поскольку подушка сработала нормально,
предотвратив контакт манекена с рулевым колесом, то по методике оценки
EuroNCAP наш Lanos удостаивается высших четырех баллов за защиту головы
водителя.
Chevrolet Lanos, краш-тест Авторевю,
10,5 балла: оценка снижена за повышенные нагрузки на грудные клетки
манекенов и опасность для ног водителя
Daewoo Lanos на фронтальном краш-тесте
EuroNCAP (1998 год) набрал 6 баллов из 16 возможных: повреждения
«клетки» салона в допустимых пределах, но защита шеи пассажира и ног
водителя недостаточна
Ремни в Ланосе со своей задачей тоже справились хорошо, хотя нагрузки
на грудные клетки «водителя» и «пассажира» были чуть выше, чем в
Акценте. Поэтому оценка была снижена на 1,3 балла, а «футболки»
манекенов на цветовой схеме окрашены в предупреждающий желтый цвет.
Не идеальна и защита ног манекена-водителя. Один балл мы снимаем за
опасный контакт колена «водителя» с острыми кромками треснувшей
пластмассы панели справа от руля. А еще 3,2 балла — за относительно
большое смещение педали тормоза назад (180 мм).
Но больше «наказывать» украинский Lanos не за что. И в сумме он
набирает 10,5 балла — аккурат между одноклассниками Renault Symbol (11
баллов) и Hyundai Accent (9,9 балла). Очень достойное выступление!
При ударе манекены умудрились включить «аварийку», словно предупреждая последователей об опасности...
В Ланосе двигатель заметно смещен вправо — это благоприятно сказывается на характере деформации кузова при левостороннем ударе
Интересно, что на краш-тесте EuroNCAP хэтчбек Daewoo Lanos 1.4 SE для
европейского рынка в 1998 году набрал только 6 баллов за защиту седоков
при фронтальном ударе — на оценку повлияла серьезная нагрузка на шею
манекена-пассажира. Но так как во время нашего краш-теста с шейными
позвонками «пассажира» все было в порядке, то и оценка выше — примерно
на те самые недостающие четыре балла, которые Lanos заработал за хорошую
защиту головы обоих манекенов.
И очень важно то, что сваренный на АвтоЗАЗе кузов повел себя достойно
— ничуть не хуже, чем у машины для европейского рынка. Пока
штампованные детали поступают в Запорожье из Южной Кореи и Польши —
самостоятельную штамповку украинцы планируют освоить позже, выкупив у
поляков оснастку. Качество сварки на АвтоЗАЗе контролируют
ультразвуковым методом. Причем запорожские инженеры, с которыми мы
связались после нашего эксперимента, уверяют, что контроль сварки у них
ведется по более жестким стандартам, нежели у концерна GM DAT, — к
Ланосам предъявляют те же требования, что и к освоенному заводом
хэтчбеку Opel Astra.
Если судить по результатам краш-теста, это похоже на правду. И
сравнений с Тавриями, Данами и Славутами Chevrolet Lanos не заслуживает —
во всяком случае, если говорить о безопасности пристегнутых седоков.
Ведь он только собран на АвтоЗАЗе, причем собран хорошо. А спроектирован
— в Южной Корее…
Источник: www.autoreview.ru Павел Карин - фото автора